Церковь усекновения главы иоанна предтечи в коломенском. Храмы в честь усекновения главы иоанна предтечи Коломенское храм усекновения главы иоанна предтечи расписание

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове - один из самых ярких памятников Ярославской архитектуры. Она была построена еще в XVII веке и сегодня считается самым красивым храмом города. Церковь находится под защитой ЮНЕСКО и включена в список культурных памятников федерального значения. Кроме самого храма, в ансамбль входят колокольня и Святые ворота.

Вконтакте

Одноклассники

Храм Иоанна Предтечи стоит на правом берегу Которосли. Благодаря своим размерам и потрясающему внешнему убранству, он является самым заметным строением Ярославля. Именно по этой причине церковь была изображена на 1000-рублевой купюре, посвященной Ярославлю. Кроме храма, на этой банкноте можно увидеть и другие местные достопримечательности: памятник Ярославу Мудрому, Спасо-Преображенский монастырь, а также часовню Минина и Пожарского.

Еще одна особенность церкви в том, что она является «мирским строением». А это значит, что она была построена не за счет церковных средств, а по инициативе и исключительно на средства местных жителей.

Строительство храма

Храм был построен в 1687 году в Толчковской слободе. Название самой слободы образовалось из-за деятельности ее жителей - кожевников. Дело в том, что для выделки кожи они использовали танин, добываемый из ивовой коры. Для его получения кору нужно было растолочь, откуда и возникло название поселения. К слову, благодаря Толчковской слободе, Ярославль в XVII столетии стал крупнейшим в России производителем кожаных изделий.

Первое письменное упоминание о церкви в Толчкове датировано 1644 годом. Это была грамота, которую Ростовский митрополит Иона Сысоевич выдал местным жителям. В ней он давал свое благословение на возведение и освящение храма с приделом в честь Казанских святителей.

Церковь в слободе стояла и раньше, однако это был деревянный и холодный (неотапливаемый) храм. Но кожевники планировали обзавестись каменной теплой церковью, а потому написали митрополиту соответствующее прошение.

К несчастью, в 1659 году деревянная церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе внезапно сгорела. На первое время прихожане построили вместо нее маленький деревянный храм в честь

Однако, жителям слободы хотелось большего. Во-первых, существующая церковь уже не вмещала в себя всех прихожан. А во-вторых, кожевники уже давно мечтали построить самый грандиозный и прекрасный храм в Ярославле.

Средства на новую церковь собирали не только в самой Толчковской слободе, но и далеко за ее пределами. Местный дьякон даже ездил за пожертвованиями в Казань, где ему подарили роскошные Царские врата для придела Казанских святителей.

Если же заглянуть в книгу пожертвований, то можно увидеть, как тысячи людей из абсолютно разных слоев общества принимали участие в строительстве храма. Среди даров встречаются:

  • деньги,
  • слитки серебра,
  • кружева,
  • дома,
  • огороды,
  • торговые лавки,
  • заводы.

Более того, жители слободы активно участвовали в самом строительстве и как умели помогали зодчим.

Работы заняли почти 16 лет и завершились лишь в 1687 году. Спустя три года к церкви пристроили колокольню и теплый храм в честь Вознесения Господня. Еще через пять лет новая церковь была расписана лучшими ярославскими изографами и стала настоящим шедевром церковной архитектуры. Однако, этот храм также является и своеобразным памятником жителям Толчковской слободы, которые вложили в него и средства, и душу.

Дальнейшая история храма

До революции о церкви непрерывно заботились и сами прихожане, и власти Ярославля. В 1830 году были обновлены и отреставрированы фрески, а в 1855 году заново позолочен . Кирпичные полы, которые с годами истерлись, заменили на более прочные чугунные.

В 1894 году Ярославль посетил министр Витте. Он осмотрел церковь, восхитился ее красотой, однако заметил, что она нуждается в капитальном ремонте. По его распоряжению с 1903 по 1906 год проводилась масштабная реставрация храма, после чего он снова стал выгладеть великолепно.

При церкви Иоанна Предтечи в Толчкове регулярно проводились праздничные крестные ходы , которые собирали десятки тысяч человек. Ежегодно 24 июня в храм торжественно приносили Толгскую икону Божией Матери, совершая ход по всей закоторосльной стороне города. На это мероприятия собиралась значительная часть жителей Ярославля. Когда же началась Первая мировая война, в церкви ежедневно служили панихиды по павшим воинам.

После революции церковь еще какое-то время действовала, но в 1929 году ее закрыли, а здание передали местному музею. В 1936 году храм оказался на территории лакокрасочного завода «Победа рабочих». Его руководство, недолго думая, стало использовать церковь в качестве склада химических веществ . После вмешательства Главнауки храм удалось снова вернуть музею. В 1950 году была снесена теплая Вознесенская церковь.

В наше время храм принадлежит Ярославскому музею-заповеднику.

Архитектура

Церковь Иоанна Предтечи выполнена по канонам ярославской школы зодчества. Это четерехстолпный храм кубической формы, увенчанный пятью главами на световых барабанах. С трех сторон он окружен одноэтажной обходной галереей, подняться на которую можно по высоким крыльцам на столбах.

С востока к церкви примыкают два симметричных придела. Самое интересное, что зодчие сделали приделы одинаковыми по высоте с основным храмом и каждый из них украсили пятью куполами. Из-за этого церковь Иоанна Предтечи стала единственным древним храмом с 15 главами. Это противоречит традициям православной архитектуры, по которым куполов может быть строго определенное количество:

  • 1 — символизирует единого Бога;
  • 3 — Святую Троицу;
  • 5 — Христа и четырех евангелистов;
  • 13 — Спасителя и его апостолов;
  • 33 — возраст Христа.

Другая особенность церкви - пышный декор фасадов. Они от души украшены фигурным кирпичом и керамической плиткой (изразцами), из-за чего стены храма похожи на роскошный восточный ковер. И это не так уж далеко от истины: в XVI веке ярославские купцы подсмотрели такой декор у самаркандских мечетей и начали строить в подобном стиле православные храмы.

Весь церковный ансамбль выстроен из красного кирпича . Примечательно, что специально для возведения этого храма в Ярославле открыли сразу два кирпичных завода.

На рубеже XVII-XVIII столетия к церкви пристроили 6-ярусную колокольню. Она спроектирована в стиле московского барокко и имеет высоту 45 метров. При этом каждый ярус колокольни находится вровень с ярусами церкви, из-за чего храм и колокольня очень гармонично смотрятся рядом. Кстати, они долгое время были самыми высокими зданиями в Ярославле.

В 1950-е годы колокольня церкви Иоанна Предтечи внезапно начала крениться, да так, что ее вершина отклонилась почти на один метр. Были срочно проведены работы по укреплению самой колокольни и прилегающего грунта, благодаря чему падение удалось предотвратить.

Кроме церкви и колокольни, в ансамбль входят барочные Святые ворота и ограда. К сожалению, ограду частично разобрали во время строительства завода.

Внутреннее убранство

Церковь выглядит живописно не только снаружи, но и внутри. Роспись стен была выполнена в 1695 году артелью из 13 лучших ярославских художников, которыми руководил известный изограф Федор Игнатьев. Фрески расположены в 9 ярусов и насчитывают почти 500 сюжетов на тему Евангелия и Жития Святых. Это делает храм Иоанна Предтечи настоящим рекордсменом по количеству росписи. Другая особенность фресок - заметное влияние мирского искусства, нехарактерное для XVII века.

Иконостас храма сегодня находится в фондах Ярославского музея. Когда-то он состоял из 6 ярусов и собирался ряд за рядом в течение 15 лет. Он отличался очень изящной барочной резьбой по дереву, которую также выполнили ярославские мастера.

Еще одна храмовая святыня - Царские врата в приделе Казанских святителей. Их уже готовыми привезли из Казани во время строительства церкви.

Но главным достоянием церкви когда-то были ее иконы. Их пожертвовали храму жители Толчковской слободы и Ярославля, а потому многие образы оказались старше самой церкви. Самой известной из них была храмовая Усекновения главы Иоанна Предтечи, которая почиталась как чудотворная. Ее оклад украшали рубины, жемчуга и другие драгоценные камни. А из прочих образов почиталась очень необычная икона «Символ веры».

Храм сегодня

Церковь очень долго находилась в плачевном состоянии. Несмотря на то, что храм принадлежал музею-заповеднику, а его изображение даже попало на банкноты, само здание нуждалось в основательном ремонте. Вдобавок ко всему, неизвестные вандалы сорвали и разбили все изразцы, до которых смогли дотянуться.

Негативно сказывалось на состоянии храма и соседство с лакокрасочным заводом. Однажды ЮНЕСКО даже устроило скандал, из-за того, что в храме хранились мешки с химикатами.

Однако сегодня Ярославский музей активно занимается реставрацией церкви . Службы не ведутся, однако храм Иоанна Предтечи в Толчкове уже открыт для посетителей. Он расположен по адресу: 2-ая Закоторосльная набережная, строение 69. Попасть внутрь можно с 10 до 17 часов ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Храм Усекновения Иоанна Предтечи в Толчкове






Один из древнейших московских храмов, сохранившихся до нашего времени, - шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском. По мнению многих исследователей, он старше знаменитой Вознесенской церкви и был заложен в 1529 году по повелению бездетного Василия III неподалеку от Коломенского в селе Дьякове с молением о даровании великому князю наследника престола.

В пользу этой версии свидетельствуют многие факты. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что указывает на желание государя иметь наследника, тезоименитого родоначальнику московских князей Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении бокового придела святой Анне - матери Пресвятой Богородицы. Один из приделов посвящен апостолу Фоме, не поверившему сначала в Воскресение Христа, что символизирует осознание государем греховности неверия и сомнений. Посвящение еще одного придела святителю митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, выражает молитву о ниспослании чуда. Еще один престол был освящен в честь святых царя Константина Великого и его матери Елены, что указывает на обращение к небесной покровительнице Елены Глинской.

Этот храм также явился предтечей собора Василия Блаженного - и по архитектурной форме, и по внутреннему убранству: на внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу.

В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531 году выстроить храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, (между Волхонкой и Знаменкой), который был упразднен задолго до революции.

А вскоре после рождения сына Василия III - будущего Ивана Грозного - в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь. Прекрасный вид на его величественные башни открывается из Старосадского переулка. Его соборная церковь освящена во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, и отсюда повелось московское название обители: "Ивановский монастырь, что на Кулишках, под Бором".

Он был основан еще в XV веке, и возможно, ведет свое начало от самой первой московской церкви, построенной в Кремле во имя Рождества Иоанна Предтечи (стоявшей на месте Большого Кремлевского дворца) - отсюда и сохранилось в названии "под бором".

А здесь, на крутой возвышенности близ Кулишков, позднее прозванной Ивановской горкой, монастырь основала, вероятно, мать Ивана Грозного Елена Глинская в честь дня тезоименитства своего сына. Возможно, это сделал и он сам, взойдя на русский престол. Иногда основание монастыря приписывают великому князю Иоанну III, который разбил в этой местности великолепные Государевы сады, увековеченные в названии близлежащего Старосадского переулка. Приблизительно в то же время здесь появилась стройная белая церковь во имя святого равноапостольного князя Владимира в Старых садех. Одна из древнейших в Москве, она была построена в начале XVI века итальянским зодчим Алевизом Новым, архитектором Архангельского собора в Кремле. Заказ на эту церковь и в этой местности был высочайшим.

Место для обители очень подходило для монашеской жизни: монастырь расположился в центре города, но в тишине узких московских улочек, где даже случайные прохожие не нарушали уединение инокинь. И только раз в году здесь было шумно, многолюдно и даже весело.

В свободное от богослужений время монахини занимались прядением и мотанием шерсти, вязали шерстяные чулки, пряли кружева. В монастырский праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 29 августа по старому стилю, или, по-простонародному, в день Ивана Постного, в старину около монастыря бывала "бабья" ярмарка, где торговали шерcтью и нитками. На нее стекались крестьянки со всей Москвы.

По одному из последних указов императрицы Елизаветы Ивановский монастырь предназначался для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей. И сюда, за неприступные монастырские стены, под большим секретом прятали женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Их привозили, иногда под видом сумасшедших, прямо из Сыскного приказа или Тайной Канцелярии.

Здесь пребывали в заточении супруга Василия Шуйского, царица Марья, насильно постриженная в монахини; вторая жена старшего сына Ивана Грозного, царевича Иоанна, Пелагия, умершая только в 1620 году. Возможно, что именно здесь провела свои последние 15 лет жизни княжна Августа Тараканова, которую скрывали под именем инокини Досифеи. Как известно, Тараканову считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского, и Екатерина Великая видела в ней угрозу своему пребыванию на русском троне.

Таинственная инокиня Досифея томилась в заточении в Ивановском монастыре с 1785 года. Привезли ее ночью, в карете, закутанную в черное, в сопровождении конных офицеров. Для нее соорудили кирпичный домик рядом с жильем игуменьи и на ее содержание поступали крупные переводы. Она жила в полном одиночестве, в церковь ее водили по ночам, и богослужение тогда совершалось только для нее одной, в запертом храме. В 1810 году Досифея умерла в возрасте 64 лет, и ее с необычной для простой монахини торжественностью похоронили в Новоспасском монастыре - фамильной усыпальнице Романовых. Это только подтверждает догадки о высочайшем происхождении инокини. Хотя по другой версии княжна Тараканова была заточена в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости, где и скончалась от чахотки.

Здесь же, в сыром монастырском склепе под соборным храмом, а потом в тесной келье, под охраной 33 года провела "мучительница и душегубица" помещица Дарья Салтыкова, заключенная сюда пожизненно по указу той же Екатерины Великой. Она долго сидела в земляном подвале монастыря, полностью лишенная света. Несколько раз в день специально назначенная монахиня приносила ей еду и свечу, которую забирала вместе с посудой. Длительное заточение совсем не изменило характера бывшей помещицы-"людоедки": сквозь решетку окна она отчаянно ругала прохожих, приходивших посмотреть на страшную Салтычиху.

Свою тюрьму она покинула только в гробу. В 1800 году Дарья Салтыкова умерла в возрасте 68 лет и была похоронена на кладбище Донского монастыря.

Во время нашествия Наполеона Ивановский монастырь был сожжен дотла - так что его даже упразднили. Бывшая соборная церковь стала обыкновенной приходской, а в монашеских кельях расположились служащие Синодальной типографии, расположенной неподалеку на Никольской улице. Тогда же были сломаны старые кельи, в их числе и та, где жила Досифея.

Только по ходатайству митрополита Филарета император Александр II разрешил вновь восстановить Ивановский монастырь. В своем современном виде он был выстроен в 1861-1878 году архитектором М.Д.Быковским и в 1879 году освящен. Между тем, уже в 1877 году на территории строящейся обители разместили единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой войны.

Мрачная история монастыря продолжилась и в XX веке. С 1918 года здесь располагалась пересыльная тюрьма ВЧК, а затем НКВД. Заключенные, улучшив момент, изредка могли бросить из окна записку, где сообщали родным сведения о себе. Надеяться они могли только на случайных и совестливых прохожих...

На крутом и высоком берегу реки Москвы, на территории , стоит прекрасный памятник русской архитектуры - Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

В XVI веке в этом месте была расположена царская резиденция. История архитектурных памятников этого периода хранит множество противоречий и загадок, несмотря на непроходящий интерес ученых и исследователей.

Фото 1. Храм усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове в Москве

Существует мнение, что строительство церкви посвящено зачатию или рождению царя Ивана IV, давно ожидаемого наследника престола. В связи с тем, что Василий III намеревался дать наследнику имя деда Ивана III, она посвящена Иоанну Предтече.

Храм этот необычен и очень интересен по своей архитектуре. Симметричная группа состоит из пяти восьмигранных столпов, изолированных друг от друга. Четыре из них, одной гранью примыкающих к центральному столпу, соединены общей галереей. Все это опирается на общий фундамент. Центральная башня имеет в высоту 34,5 метра, высота остальных по 17 метров. В каждой башне имеется свой вход и отдельный алтарь.


Фото 2. Белокаменная церковь расположена на территории

музея-заповедника "Коломенское"

Основной столп посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи. Верх его очень интересен в архитектурном решении.

Восьмерик возвышается над треугольными кокошниками в два ряда, традиция возведения которых восходит к псковскому зодчеству. Над ним находится объем, составленный крупными полуцилиндрами, над которыми, в свою очередь, расположены цилиндры, меньшие по размеру. Затем следует высокий барабан, украшенный филенками. Все это завершается шлемовидным куполом. Восьмерик главного столпа имеет большие круглые окна, ориентированные по сторонам света и прорезающие нижний ряд кокошников.


Ярусы остальных четырех столпов также украшены филенками. Три ряда треугольных и полукруглых кокошников ведут к шлемовидным куполам. Над центром галереи находится двухпролетная звонница.

Единство декора, связующая роль галерей и многоярусность способствуют восприятию храма из пяти восьмериков как мощной монолитной композиции с центральным решением.

Предполагается, что авторами церкви в Дьякове были зодчие Постник и Барм. При постройке использованы надгробные плиты, датированные 1534-1535 годами. Этот факт дает право считать, что строился этот уникальный старинный храм после 1535 года.


С 1924 по 1929 год церковь была закрыта. Затем, с 1949 по 1957 годы, опять проводятся богослужения. После этого она заброшена на много лет. Внутреннее убранство и роспись храма не сохранились. В 1980 году ликвидировали и кладбище при церкви.

Новое освящение церкви состоялось в 1992 году. Совсем недавно завершилась основательная реставрация этого выдающегося памятника архитектуры XVI века. Богослужения в храме проводятся регулярно.

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове расположен по адресу: Москва, проспект Андропова, 39 (станция метрополитена Каширская и Коломенское).

Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам, хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) . Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест.

Реставрация с перерывами продолжалась с 1923 по 1929 годы, но завершить ее так и не удалось из-за недостатка средств. Следующие научно-реставрационные работы проводились уже в 1958-1960 годы. Наконец, последняя реставрация храма прошла уже в 2008-2010 годах. К сожалению, во время ее проведения, не было проявлено должной квалификации. Толстый слой побелки скрыл интересные особенности наружной кладки, а в центральной главе был грубо замазан редкий рисунок в виде развернутой спирали.

Богослужения в храме возобновились в году, он находится в совместном ведении музея и церковной общины.

Архитектура

Второй, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества. Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружного декора церкви Вознесения в Коломенском.

Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.

Настоятели

  • Сергий Воскресенский, старший (+ 1920)
  • сщмч. Сергий Воскресенский, младший (1920 - декабрь 1923)

Использованные материалы

  • Москва. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове // Сайт "Народный каталог православной архитектуры"