Учетная политика. Внутрифирменные стандарты управленческого учета

В соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" учетная политика определена как принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Данное определение не полностью отражает сущность учетной политики, представляя ее как последовательные стадии учетного процесса. В международных стандартах учета и финансовой отчетности учетная политика рассматривается с позиций обеспечения достоверной информацией заинтересованных пользователей, на основе которой может быть дана адекватная оценка финансового состояния организации.

Учетная политика для целей управленческого учета разрабатывается исходя из информационных потребностей организации и специфики ее деятельности. Как правило, необходимость разработки учетной политики для целей управленческого учета, возникает тогда, когда разработанные бюджетные формы требуется наполнить данными, а, следовательно, определить, по каким правилам будут отражаться хозяйственные операции и оцениваться имущество организации, источники его возникновения и финансовые результаты. Поскольку нормативного определения понятия "учетная политика для управленческого учета" не существует, каждой организации необходимо самостоятельно определить содержание и сферу применения внутреннего нормативного документа.

Учетная политика управленческого учета является нормативным актом, обязательным для исполнения всеми сотрудниками предприятия, которые в соответствии с должностными обязанностями имеют отношение к сбору, обработке, передаче и анализу информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учетная политика управленческого учета не имеет отношения к порядку ведения бухгалтерского и налогового учета. Она определяет базовые принципы ведения управленческого учета, а также устанавливает порядок учета активов, обязательств и капитала в целях принятия управленческих решений.

Базовые положения учетной политики для целей управленческого учета:

  • 1. Все операции, подлежащие отражению в учете оформляются документально.
  • 2. Отчетный период - календарный год (с 1 января по 31 декабря).
  • 3. Движение денежных средств и эквивалентов отражается в учете датой совершения операции.
  • 4. Учет запасов ведется в валютах управленческого и бухгалтерского учета. Предусматривается количественный и партионный учет запасов.
  • 5. Учетная цена запасов определяется как их себестоимость, включающая контрактную цену и дополнительные расходы, перечень которых должен быть определен.
  • 6. Расходы по доставке товаров покупателям со склада предприятия не включаются в себестоимость товара и учитываются в составе расходов по основной деятельности.
  • 7. Реализация товаров, предназначенных для перепродажи, признается в момент отгрузки товаров конечному покупателю. Учет реализации ведется в разрезе центров финансовой ответственности.
  • 8. При отражении в учете реализации товаров конечному покупателю списание партий товаров осуществляется по методу ФИФО. Метод применяется относительно места хранения, с которого производится отгрузка.
  • 9. Розничная точка, являющаяся объектом учета, выступает по отношению к предприятию в качестве комиссионера. По каждому комиссионеру определяется материально-ответственное лицо. Отгрузка товаров в розничную торговую сеть (на комиссию) не считается реализацией. Заметим, что аналитический учет по контрагентам (комиссионерам) во многих программных продуктах значительно сложнее, чем по складу.
  • 10. Скидки поставщика, учтенные в контрактной цене, отражаются в сумме операции по оприходованию товара. На сумму таких скидок дополнительные проводки не формируются. Такие скидки не требуют самостоятельного учета. Скидки, учтенные в контрактной цене, уменьшают себестоимость поступившего товара.
  • 11. Накопительные скидки и бонусы. Предоставленные поставщиком, не влияют на себестоимость и на учетную цену товара. Они учитываются отдельно, уменьшая задолженность перед поставщиком и увеличивая операционные доходы предприятия.
  • 12. Реализация товаров покупателям отражается в учете по цене продажи, за исключением случаев предоставления скидок, установленной прайс-листом.
  • 13. Скидки от цен прайс-листа, а также накопительные скидки учитываются самостоятельно, уменьшая задолженность покупателя, и показываются в отчетности отдельной строкой.
  • 14. Амортизация основных средств и нематериальных активов начисляется ежемесячно линейным способом. Изменение их стоимости не производится, за исключением случаев, установленных законодательством.
  • 15. Операционные и внереализационные расходы учитываются по методу начисления. Начисление расходов производится в том месяце, к которому они относятся. Учет расходов ведется в разрезе центров финансовой ответственности.
  • 16. До формирования отчетности о финансовых результатах месяца производится переоценка валютных активов и обязательств. Под переоценкой валютных активов понимается приведение суммы по каждому валютному счету во всех аналитических разрезах к корректной стоимости в валюте управленческого учета.
  • 17. НДС включается в себестоимость продукции, выручку от реализации, сумму доходов и расходов и т.д. Выделение НДС в отдельные статьи учета не производится.
  • 18. Баланс формируется в целом по предприятию. Отчет о прибылях и убытках формируется как в целом по предприятию. Так и в разрезе центров финансовой ответственности. Отчет о движении денежных средств составляется прямым методом. Перечень центров финансовой отчетности приводится в приложении к учетной политике управленческого учета.

Казалось бы, внешне управленческая учетная политика ничем не отличается от бухгалтерской учетной политики. Однако именно здесь и кроятся основные отличительные моменты двух систем учета, тот самый результат, ради достижения которого и создается альтернативный способ учета. Управленческая учетная политика дает возможность применять различные варианты оценки хозяйственных событий в зависимости от времени, подразделения, направления бизнеса и даже экономического смысла отдельной хозяйственной операции, в то время как бухгалтерская жестко привязана к юридическому лицу и едина для всех операции данного предприятия.

Значительные различия в учетных политиках могут вызвать желание упростить задачу и управленческий учет организовать как параллельный, никаким образом не взаимодействующий с системой бухгалтерского учета. Однако, это лишь кажущийся способ упрощения, при этом далеко не самый эффективный. Потому что у бухгалтерского, управленческого, да и любого другого учета в организации есть один общий базис - они все отражают одни и те же факты финансово-хозяйственной деятельности. Принятие решения о параллельном ведении двух систем учета не только увеличит стоимость проекта на этапе функционирования (создание и содержание еще одной учетной службы), но и вызовет организационные проблемы (борьбу двух подразделений за очередность поступления документов и информации), и возможно, кардинальные различия в отчетах о результатах финансово-хозяйственной деятельности, которые никто не в состоянии будет аргументировано объяснить. Придется создавать третью службу, которая будет оценивать степень достоверности данных из двух систем учета. Чтобы этого не произошло, после разработки управленческой учетной политики необходимо тщательно проанализировать хозяйственную систему организации, принципы отражения операций в бухгалтерском учете и найти точки единства (интеграции) двух систем учета.

Управленческий учет является одним из главных компонентов менеджмента, он охватывает все направления деятельности. Совокупность способов для его ведения, обеспечивающих реализацию эффективных управленческих решений - это учетная политика управленческого учета. Цель ее разработки – это создание комплекса взаимосвязанных документов, которые обеспечивают единство методики организации и ведения учета, повышают достоверность и качество отчетности, а также совершенствуют оперативность и полезность информации, предоставляемой руководителям всех уровней.

Для успешной реализации управленческого учета применяется совокупность элементов учетной политики: технических, методических и организационных.

К организационным элементам учетной политики управленческого учета предприятия, к примеру, относятся:

  • Управленческая структура компании;
  • Финансовая структура;
  • Бюджетная структура;
  • Структура аппарата управленческого учета.

На предприятиях в Москве и других городах в РФ создаются внутренние документы в виде Положений. Они описывают основные нормы и правила по отношению к каждому элементу управленческой учетной политики, как пример: «Положение о финансовой структуре», «Положение о бюджетировании». Они позволяют систематизировать учетную стратегию административного учета.

Рисунок 1. Пример положения о бюджетировании.

К техническим элементам относят:

  • План счетов;
  • Внутренний документооборот.

К методическим элементам могут относиться:

  • Методы учета затрат;
  • Методы ценообразования;
  • Методология бюджетирования и формирования внутренней отчетности.

Создаваемые в рамках учетной политики Положения имеют свою цель. В организационной части они определяют схемы структур, их функции, механизмы взаимодействия и координации. Технический раздел учетной политики и соответствующие Положения предусматривают разработку перечня документов, необходимых для ведения учета, графиков документооборота, механизмы обобщения информации о формировании издержек и доходов, разработку плана счетов, взаимосвязь управленческого и финансового учетов, формы и образцы. Положения методического раздела определяют методологии ведения учета, разработки классификаторов, иерархии и состава статей, формирования реестра отчетов и другие аспекты.


Рисунок 2. Пример учетной политики в системе «WA: Финансист».

Одним из главных принципов учетной политики является децентрализация. Она предполагает делегирование ответственности от высшего руководства к низшим звеньям управления, что является основой для формирования центров ответственности. Управленческий учет создается для целей удовлетворения внутренних информационных потребностей. Управленческая политика управленческого учета может быть эффективно реализована, если для ведения учета применяются средства автоматизации. Такой подход способствует повышению качества получаемой информации, совершенствованию документооборота, позволяет максимально оперативно реагировать на изменение ситуации и принимать эффективные управленческие решения. Система «WА: Финансист» - это универсальное решение, объединяющее программные продукты и методологии, необходимые для реализации задач в области управленческого учета и бюджетирования на предприятиях в Москве и других регионах РФ.

Анализ современного состояния информационного обеспечения управления предприятием показывает, что бухгалтерский учет, выступая в роли основного поставщика информации, не обеспечивает руководителей всех уровней оперативной информацией. Управленческий учет должен давать руководителю более подробные ответы на вопросы о реальных доходах и расходах организации, о сумме прибыли, об общей сумме имущества, составе этого имущества, собственном капитале.

Управленческий учет в организации необходимо вести в соответствии с утвержденной учетной политикой для целей управленческого учета. По мнению М.А. Вахрушиной, учетную политику для целей управленческого учета можно определить как совокупность способов ведения управленческого учета, обеспечивающих его непрерывность и преемственность и способствующих реализации возможностей его элементов в интересах внутрифирменного управления хозяйствующим субъектом.

Формирование учетной политики – это трудоемкий, многоэтапный процесс. В управленческой практике традиционно выделяют следующие этапы:

1. Анализ факторов, влияющих на формирование учетной политики.

Факторы условно делят на внешние и внутренние. Различные авторы советуют уделять большее внимание внутренним факторам, таким как особенности нормативно-правового регулирования деятельности, характер деятельности, масштаб деятельности, организационная структура, внутренние стандарты, наличие систем информационного обеспечения для целей управления. Не стоит пренебрегать и внешними факторами: уровень инфляции, усиление конкуренции. В таблице 1 представлены факторы, оказывающие влияние на формирование учетной политики и их последствия в деятельности организации.

Таблица 1

Факторы, влияющие на формирование учетной политики

Вид фактора

Влияние на организацию

Формирование новых законопроектов и ужесточение учета со стороны государства

Изменение учета в соответствии с новыми законопроектами

Изменения в сфере налогообложения

Изменение налогового учета

Рост предпринимательской активности

Появление партнеров или конкурентов

Рост доходов населения

Рост спроса на товары

Усиление конкуренции

Возможен отток клиентов

Укрупнение хозяйствующего субъекта

Развитие сетей магазинов

Развитие международных экономических связей

Приток капитала из-за рубежа, туристов

Рост населения

Рост числа клиентов

Изменение предпочтений потребителей

Повышение требовательности к качеству обслуживания

Усиление социальной ориентации

Создает рабочие места и социальную защиту

внутренние

Совершенствование технологий

Сокращение издержек на доставку, хранение, обслуживание.

Введение новых технологий

Оформление заказов через интернет

Усиление автоматизации

Осуществляется за счет внедрения новых программ учета.

Совершенствование форм управления

Подразделение на центры ответственности

Рост квалификации персонала

Предоставление более качественных услуг

Продолжение табл. 1

2. Систематизация управленческих решений, принимаемых экономическим субъектом. Так как учетная политика затрагивает деятельность всех подразделений, необходимо учитывать мнение руководителей отдела сбыта, коммерческого и отдела кадров и бухгалтерии, что отражено на рис. 1.

Рис. 1. Структура организации

3. Выделение отдельных элементов управленческого учета, требующих определения метода их учета. На рис. 2 изображены элементы управленческого учета: планирование, учет, управленческая отчетность, контроль, анализ и определение целей.

Рис. 2 Элементы управленческого учета

Учетная политика должна учитывать задачи и содержание каждого элемента. Первым элементом является планирование или бюджетирование. Это система планирования управления организацией по центрам ответственности с помощью бюджета. Эффективный процесс бюджетирования влечет за собой успешную организацию деятельности. Следующим элементов является учет. Учет рекомендуется вести по отдельным центрам ответственности: производственная, коммерческая, сбытовая, финансовая, организационная. По данным учета составляется отчетность. Она служит основанием для принятия управленческих решений, контроля деятельности, оценки качества работы руководителей. Далее производится контроль – проверка осуществления планов со стороны руководителя и анализ. Результаты его проведения нацелены на будущее, анализируется использование ресурсов, результативность процессов снабжения, сбыта, маркетинга, налоговое планирование и выявление факторов, сдерживающих улучшение хозяйственного потенциала. Система учета будет успешно функционировать, если каждый элемент эффективно используется.

4. Формирование 3х аспектов учетной политики. Рассмотрим положения учетной политики для целей управленческого учета в разрезе каждого аспекта и сравним с положениями учетной политики для целей и бухгалтерского учета.

4.1.Организационный аспект. Положения учетной политики, относящиеся к организационному аспекту, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Положения учетной политики в организационном аспекте

4.2.Технический аспект учетной политики представлен в таблице 3.

Таблица 3

Положения учетной политики в техническом аспекте

Положение учетной политики

Бухгалтерский управленческий учет

Бухгалтерский финансовый учет

Рабочий план

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»

Перечень форм

отчетности

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 02 июля 2010г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

График документооборота

Определяется внутренней политикой организации

Определяется внутренней политикой организации

4.3.Методический аспект представлен в таблице 4.

Таблица 4

Положения учетной политики в методическом аспекте

Продолжение табл. 4

Изменение стоимости основных средств

Определяется внутренней политикой организации

ПБУ 6/01 п.15: переоценка осуществляется не чаще 1 раза в год

Срок полезного использования основных средств

ПБУ 6/01 п.20:определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету

Порядок начисления амортизации основных средств

ПБУ 6/01 п.18: линейный, уменьшаемого остатка, списание по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально объему продукции

Порядок начисления амортизации нематериальных активов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07) п.28: линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции

Срок полезного использования нематериальных активов

ПБУ 14/07 п.26: определяется исходя из срока действия прав на НМА или ожидаемого срока использования

Порядок оценки материально-производственных запасов

По методу ЛИФО, ХИФО, ЛОФО, НИФО

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) п.16: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по методу

Продолжение табл. 4

Способ отражения в учете поступления материально-производственных запасов

Определяется внутренней политикой организации

На счетах 10, 41, 15, 16

Оценка незавершенного

производства

По фактической себестоимости, по стоимости сырья и материалов и полуфабрикатов, по прямым затратам, по плановой производственной себестоимости

Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н п. 64: по фактической и нормативной производственной себестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости сырья

Оценка готовой продукции

По полной и неполной фактической производственной себестоимости, по неполной фактической производственной себестоимости на основе переменных затрат, по неполной нормативной или плановой себестоимости, по неполной нормативной или плановой себестоимости на основе переменных затрат

Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н п. 59: по фактической и нормативной производственной себестоимости

Распределение прямых и косвенных расходов

Определяется внутренней политикой организации

Определяется внутренней политикой организации

Перечень статей калькуляции

Определяется внутренней политикой организации

-

Выбор способа группировки и списания расходов на производство

Деление на основные и накладные; переменные, условно-переменные и постоянные

-

Выбор метода калькулирования

Позаказный, попроцессный, нормативный, полный учет затрат, директ-костинг, функциональный метод

-

5. Разработка проекта учетной политики. Данная процедура реализуется с учетом всех особенностей предшествующих этапов. Экономический субъект самостоятельно формирует учетную политику, руководствуясь спецификой деятельности. На предприятии разработкой проекта может заниматься как отдел бухгалтерии, так и экономический отдел.

6. Приказ об учетной политики оформляется документально и заверяется руководителем организации. Приказ об учетной политике необходимо утвердить на 31 декабря, года предшествующего отчетному и применять ежегодно с учетом дополнений и изменений. Изменения в учетной политики могут вноситься вследствие поправок в методах учета и калькулирования себестоимости.

7. Руководитель каждого подразделения должен ознакомиться с содержанием учетной политики под роспись и довести до исполнителей. Учетная политика является обязательной к применению в рамках определенной организации.

Таким образом, имея представление об этапах разработки учетной политики, организация сможет эффективно спланировать индивидуальную себестоимость.

Литература:

1. Вахрушина М.А. «Учетная политика для целей управленческого учета»// Бухгалтерский учет. – 2007. – № 23. – С.67–71.

2. Иванова Ж.А. «Учетная политика для целей управленческого учета»// Проблемы современной экономики – 2010. – № 4 [Электронный ресурс] URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3363 (дата обращения: 20.12.2013)

3. Лялькова Е.Е. «Учетная политика в системе управленческого учета: методика формирования и информационное значение»// Аудит и финансовый анализ. – 2007. – №6. – С. 444 – 473

Учетная политика для целей управленческого учета - вопрос комплексный, требующий от ответственного подразделения фирмы четкого понимания не только целей и задач самого управленческого учета, но и специфики формирования учетной политики в данном случае. Основные моменты, на которые предприятию при этом следует обратить внимание, будут рассмотрены в данной статье.

Для чего управленческий учет нужен фирме

Управленческий учет сам по себе представляет систему сбора, анализа и представления результатов исследования сведений о бизнесе компании, о ее направлениях активности и структуре функционирования с целью обеспечения эффективного управления фирмой, принятия верных стратегических и тактических решений, а также планирования ее развития.

Как следует из указанного определения, смысл ведения управленческого учета на предприятии заключается в своевременном обеспечении руководства бизнеса необходимой информацией: количественной, качественной, прогнозной, фактической и т.д.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Следует помнить, что результативные показатели управленческих отчетов могут значительно отличаться от итоговых значений, отраженных в финансовой отчетности.

При этом эффективность принимаемых бизнесом решений во многом зависит именно от цифр управленческих отчетов, поскольку для каждого управленческого звена, как правило, в компании формируются специфические отчеты, нацеленные именно на функции такого звена.

В частности, для высшего руководства фирмы (функцией которого выступает стратегическое развитие бизнеса) составляемые отчеты должны иметь интегрированный, укрупненный характер, без высокой степени детализации. Обычно такие отчеты формируются за определенный временной отрезок в прошлом; приводится соответствие план/факт, что служит почвой для разработки долгосрочного плана развития компании.

Для руководителей подразделений более важным является состояние подведомственных структур фирмы в текущий момент времени. С этой целью управленческая отчетность для них включает обычно показатели отдела/департамента на конкретный момент времени, а также прогнозные значения показателей на краткосрочный период.

Укрупненно задачи управленческого учета в фирме можно свести к следующим:

  • Анализ наличия и движения в компании различных ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), результаты которого в виде отчетов поступают к управленческому звену организации.
  • Анализ «план-факт» значения выручки по бизнесу, а также издержек производства. При этом в зависимости от цели составления отчетов (для высших руководителей или для менеджеров) допустима разная степень детализации: в разрезе структурных подразделений фирмы, отделов, групп выпускаемой продукции и т. д. Отдельно здесь в ряде случаев выделяется анализ себестоимости.
  • Анализ итоговых показателей финансового положения фирмы в разрезе «план-факт». Это могут быть как показатели компании в целом, так и финансовые итоги по каждому конкретному департаменту/отделу фирмы.
  • Планирование и прогнозирование результатов бизнеса на кратко- и долгосрочную перспективу в разрезе фирмы в целом или отдельного ее структурного подразделения.
  • Итоговое формирование отчетов и представление их в целевые управленческие звенья.

В чем специфика учетной политики для целей управленческого учета

Отталкиваясь от описанной выше сути управленческого учета, его целей и задач, учетную политику управленческого учета можно определить следующим образом: это описание применяемых фирмой методов и механизмов учета затрат, составляющих себестоимость реализованной продукции фирмы (работ, услуг), с помощью которых компания составляет отчеты, нацеленные на помощь руководству в принятии эффективных управленческих решений.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Основные воздействующие факторы, от которых зависит выбор тех или иных методов учета, при управленческом учете аналогичны факторам, влияющим на учетную политику для целей бухгалтерского учета.

О составлении учетной политики для налогов и бухучета см. в статье «Как составить учетную политику организации (2019)?»

А именно к ним могут относиться: организационно-правовая форма предприятия; отрасль, где компания функционирует; конкретный осуществляемый вид деятельности; специфика бизнеса; основные характеристики такого бизнеса (масштабы, структура управления фирмой, квалификация работников, стратегия развития фирмы и т. д.); задачи, которые фирма ставит перед управленческим учетом на предприятии, а также реальные возможности компании по его осуществлению (действующие системы учета и контроля, текущий уровень развития управленческого учета и др.).

ВАЖНО! Управленческий учет и разработка соответствующей учетной политики могут быть поручены в организации как штатному бухгалтеру, так и специальному ответственному сотруднику (отделу). Второй вариант применяется, как правило, в крупных организациях.

Примерная структура учетной политики для целей управленческого учета

Описанная выше специфика учетной политики для целей управленческого учета обуславливает содержание конкретных положений такой политики.

В общем виде структуру управленческой учетной политики можно представить следующим образом:

  1. Организационный раздел.
  2. Технический раздел.
  3. Методический раздел.

Рассмотрим вкратце каждый из указанных разделов.

1-й раздел — организационный. В нем фирме целесообразно зафиксировать 3 базовых момента:

  • привести сведения об учетных принципах, на которых будет выстраиваться управленческий учет, показать используемую терминологию, а также, если необходимо, сослаться на какие-либо нормативные документы, которыми регулируется управленческий учет;
  • расписать организационную структуру фирмы: кто за что ответственный, какая в компании система подчинения, какое подразделение ответственно за составление рассматриваемой учетной политики и ведения управленческого учета в целом;
  • прописать, какова система финансового обеспечения деятельности фирмы.

2-й раздел является техническим, поскольку в нем компании следует урегулировать аспекты технического плана. В частности, следует предусмотреть порядок управленческого документооборота (и взаимодействия подразделений бизнеса), прописать рабочий план счетов, а также определить основные элементы управленческой отчетности (состав отчетов, формат представления, сроки формирования и т. д.).

3-й раздел является наиболее содержательным. В нем организации раскрывают методическую составляющую ведения управленческого учета на предприятии и составления необходимой отчетности. А именно отражают следующие аспекты:

  • методы оценки активов и обязательств (включая амортизацию, списание материалов и т. д.);
  • систему группировки расходов на предприятии (прямые и косвенные, накладные и основные и т. д.);
  • порядок распределения косвенных расходов (определение базы для такого распределения, способы распределения), а также списания расходов будущих периодов;
  • механизмы исчисления себестоимости продукции фирмы, определение видов себестоимости в зависимости от цели формирования конкретного отчета (к примеру, плановая, фактическая, прогнозная и т. д.);
  • способы формирования, правила и ситуации, когда фирме следует применять трансфертные цены;
  • применяемые способы формирования цены на товары, а также процент прибыли, закладываемый в цену;
  • систему управленческого анализа, т. е. какие показатели являются контрольными, как выстраиваются прогнозные планы на основе таких показателей, и т. д.

Все выбранные выше составляющие методологии управленческого учета могут быть использованы фирмой с 1 января года, следующего за годом, когда учетная политика для целей управленческого учета будет утверждена.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Утверждение происходит посредством издания специального приказа, распоряжения и т. д.

Что следует помнить при учете основных средств для управленческих целей

В российской практике большинство способов учета и оценки основных средств фирмы для управленческих целей совпадает с таковыми в бухгалтерском учете (и с закрепленными в учетной политике для целей бухучета).

Однако предприятие может по своему усмотрению использовать и иные методы, применение которых специфично для налогового учета (к примеру, нелинейная амортизация по ОС), либо те методы, которые установлены в стандартах МСФО.

Поэтому фирме при разработке управленческой учетной политики следует определиться, на какие из следующих документов она будет ориентироваться в вопросах учета основных средств:

  • ПБУ 6/01 , утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н;
  • НК РФ (гл. 25);

Различие в применяемых документах напрямую будет влиять на итоговые цифры отчетности, на основании которых менеджеры будут принимать управленческие решения.

Какие подходы к учету нематериальных активов могут быть закреплены в учетной политике

Нематериальные активы компании так же, как и основные средства, в управленческих целях могут быть учтены по-разному, в зависимости от того, какую нормативную базу (из указанных выше источников) компания изберет в качестве основы для формирования управленческой учетной политики.

Непосредственно сама организация управленческого учета представляет собой распределение полномочий по ведению такого учета и подготовке необходимых отчетов между ответственными структурными подразделениями. Поэтому в управленческой учетной политике фирма должна указать, что это будут за подразделения/отделы/департаменты, какие функции и обязанности будут у каждого из них, а также в каком порядке будет происходить обмен информацией/отчетностью между ними.

Требования к управленческой отчетности, составляемой согласно учетной политике

Как было указано выше, управленческая отчетность может служить как стратегическим целям фирмы, так и ее тактическим задачам.

Исходя из конкретного назначения составляемого отчета, к нему должны предъявляться отдельные специфические требования. Вместе с тем можно выделить некоторые общие критерии, которым должны удовлетворять составляемые фирмой отчеты. А именно:

  • прозрачность,
  • своевременность,
  • объективность,
  • сопоставимость,
  • эффективность.

Коснемся кратко каждого из указанных критериев.

Прозрачность управленческих отчетов означает, что пользователи (линейные руководители или высшие менеджеры) будут в состоянии досконально понять всю информацию, представленную в отчетах. Для этого такие документы не должны содержать излишней детализации (сверх необходимого уровня), сложных математических выкладок и т. д.

ВАЖНО! Своевременность является одним из первостепенных требований, предъявляемых к управленческой отчетности.

Данное требование означает, что всю необходимую для принятия решений информацию руководители получают в нужный момент, и такая информация относится целиком к актуальному состоянию дел в организации.

С требованием своевременности связан критерий сопоставимости, который заключается в следующем: каждый управленческий отчет должен позволять пользователю сравнивать достигнутые итоги с плановыми значениями, выявлять закономерности и тенденции развития.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Содержание управленческих отчетов, установленных учетной политикой фирмы, должно быть чисто объективным, т. е. не содержать чье-либо оценочное мнение, субъективное суждение, погрешность и т. д.

Наиболее сложно оцениваемый критерий — эффективность управленческих отчетов. Ведь ее можно оценить, только основываясь на принятых решениях, базой для которых послужили конкретные отчеты. Поэтому, если в определенный момент фирма понимает, что тактические решения руководителей перестали приносить нужный экономический эффект, следует протестировать систему составления управленческой отчетности — чтобы выявить, не произошел ли где-либо сбой (к примеру, не формально ли ответственные отделы стали подходить к вопросу формирования такой отчетности, упуская тем самым многие важные аспекты бизнеса).

Итоги

Составление учетной политики для целей управленческого учета важно для компании, стремящейся выйти на новый уровень рынка либо упрочить свое положение сейчас. Ведь на основе только бухгалтерских/финансовых отчетов руководство не сможет принимать те решения, которые в долгосрочной перспективе приведут фирму к росту.

Поэтому организации нужно понимать, что в управленческой учетной политике должны быть полностью освещены все аспекты, касающиеся подготовки таких отчетов, — начиная с организационных и технических (рабочий план счетов, ответственные департаменты, формы отчетов и документооборот и др.) и заканчивая методическими аспектами (определение применяемых методов ценообразования, учета ОС и НМА, группировка расходов и др.).

Сегодня прежде, чем конкретное предприятие начнет вести свою деятельность, в обязательном порядке необходимо сформировать соответствующую учредительную документацию.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Она должна затрагивать выбранную предприятием, индивидуальным предпринимателем учетную политику. В каждом случае она сугубо индивидуальна.

Но при этом необходимо помнить, что данная процедура регламентируется специальным законодательством. Важно знать о множестве нюансов, связанных с управленческим учетом.

При обнаружении каких-либо нарушений на предприятие или ИП налагается определенное административное взыскание, штраф.

Что нужно знать

Разработкой документации, связанной с учетной политикой, занимаются учредители, а также главный бухгалтер и юрист – если таковой имеется.

Следует помнить, что процедура составления документации рассматриваемого типа имеет очень большое количество самых разных нюансов, особенностей.

Потому стоит обязательно предварительно разобраться с действующими по этому поводу нормативными документами. Так можно избежать проблем – при проведении ФНС , .

Также стоит заранее разобраться со следующими важными вопросами:

  • основные понятия;
  • какова роль документа;
  • применяемые принципы;
  • нормативное регулирование.

Основные понятия

Обязательным условием отсутствия всевозможных проблем является пристальное изучение действующего по этому поводу законодательства.

Он содержит множество всевозможных инструкций, рекомендации. Соблюдение большей части из них не обязательно, но желательно.

Таким образом, можно будет упорядочить документацию. Это существенно упростит процедуру документооборота, составление его графика. Федеральное законодательство заслуживает не менее пристального внимания.

По возможности стоит рассмотреть судебную практику, связанную с назначением различного рода штрафов и иных взысканий административного характера.

Это позволит составить план действий на случай, если Федеральная налоговая служба обнаружила в деятельности компании, составлении учетной политики какие-либо ошибки.

Учетная политика организации для целей управленческого учета

Учетная политика организации для целей управленческого учета должна в первую очередь соответствовать законодательству и принципу рациональности.

Контролирующие органы будут обращать внимание не только на правильность составления документации. Но в первую очередь будет уделяться внимание именно закономерности принятия каких-либо определенных решений.

Прежде, чем приступить к формированию учетной политики для ведения учета управленческого характера ответственным лицам необходимо будет разобрать следующие вопросы:

  • сущность бухгалтерского управленческого учета;
  • порядок формирования;
  • варианты учета оценки основных средств и нематериальных активов;
  • пример составления в ООО.

Сущность бухгалтерского управленческого учета

Под термином «бухгалтерский управленческий учет» подразумевается определенная система реализации следующих действий с документацией на предприятии:

  • измерения;
  • регистрации;
  • интерпретации;
  • выявления;
  • подготовки и обобщения.

На основании всех полученных путем применения обозначенной выше системы данных можно будет осуществить оценку финансовой деятельности предприятия.

Также правильно сформированная учетная политика управленческого учета позволяет одновременно реализовать следующие основные задачи:

  • предотвратить убыточные действия в процессе ведения коммерческой деятельности;
  • обеспечить наличие внутрихозяйственного резерва;
  • проконтролировать целесообразность ведения определенных хозяйственных операций.

При этом операции обозначенного выше типа обычно осуществляют учредители предприятия, его руководители, а также непосредственные собственники.

Порядок формирования

Сама процедура формирования отчетности рассматриваемого типа включает в себя следующие основные этапы:

Составляется стандартный рабочий план для различного рода счетов Синтетических и стандартных
Формируются все необходимые формы Для составления документов
Разрабатывается алгоритм осуществления контроля За всеми производимыми хозяйственными операциями
Выбирается метод оценки активов
Производится оценка обязательств, а также активов Все данные вносятся в специальные учетные документы
Какие-либо иные решения Приемы которые позволяют должным образом формировать бухгалтерскую отчетность, а также оптимизировать её

Варианты учета и оценки основных средств и нематериальных активов Существуют следующие основные методы учета основных средств:

  • оценка по первоначальной стоимости;
  • оценка по восстановленной стоимости;
  • оценка по восстановленной стоимости с учетом осуществления износа;
  • стоимость ликвидационного характера;
  • рыночная оценка активов и обязательств;
  • справедливая стоимость актива.

Выбор определенного варианта осуществления оценки основных средств, нематериальных активов необходимо выполнять с учетом различных важных факторов.

Наибольшее влияние на выбор оказывает тип ведущейся деятельности, а также разновидность определенного актива.

Пример составления в ООО

Если достаточный опыт в подобного рода делах по какой-то причине отсутствует у лиц, которым необходимо будет осуществлять процедуру формирования учетной политики, стоит ознакомиться с образцом.